Selega (selega) wrote in russian_art,
Selega
selega
russian_art

Анонс 19.03.09 в 19.00

Проект ЕУСПб. Анализ современного искусства.

Европейский университет в Санкт-Петербурге начинает проект, цель которого – создание нейтральной территории для анализа современного искусства объединяющей художников и ученых. Ведущие арт-деятели Москвы и Петербурга представят свое видение актуальных художественных проблем. В программе весеннего семестра – Дмитрий Гутов, Олег Кулик, Виктор Мизиано.

 

Каждый гость проекта размышляет об общих проблемах и предлагает их решения, исходя из собственной методологической перспективы и художественного/кураторского опыта.

Русское актуальное искусство, связанное с нонконформизмом советской эпохи, состоялось: оно представлено на мировой и национальной художественных сценах, имеет своих героев, узнаваемых в медиапространстве, порождает сенсации и скандалы. В то же время, оно функционирует как относительно замкнутая система, сторонний взгляд на которую возвращает наблюдателя к набившим оскомину вопросам: есть ли основа для диалога общества и актуального искусства, насколько актуальный художник действительно стремится воздействовать на внехудожественный контекст, где пролегают (и насколько стабильны) границы художественных практик и «жизни»?

Художники 1990-2000-х экспериментировали с сообществом, пытались его переконструировать, по-новому проводя границу между искусством и жизнью. Но почему в любом случае эффект оставался богемно-маргинальным? Почему основной потребитель подобных акций - на Западе, а не в нашей  стране?

Вопросы, еще недавно казавшиеся схоластическими, приобретают остроту в разгар кризиса, когда, с одной стороны, начинает сокращаться арт-рынок, а с другой как внешне бесцельная, так и открыто ангажированная деятельность актуальных художников неизбежно будет вызывать более острую реакцию различных общественных групп.

Эти вопросы требуют не злободневно-политического подхода: дискуссия в таком ключе мгновенно приобретает публицистический характер. Нужна «методологическая перезагрузка». Общественные амбиции актуального искусства неизбежно ставят вопросы: что искусство дает социологии и теории повседневной жизни, и что они могут дать современному искусству?

Следует вспомнить, что системный кризис 1970-х годов превратил социальную историю искусства в Великобритании и США в одну из центральных искусствоведческих методологий современности, нашедших опору в актуальных художественных движениях.

Актуальное искусство вписано в интернациональный контекст и, как кажется, только в нем и может функционировать – рассчитывая как на «понимание», так и на «приобретение». Не оказалось ли оно при этом частью гламурной симуляции «современности» России (или демонстративной анти-модерности, как о том могут свидетельствовать итоги последней премии Кандинского)? Следует понять, какие общественные группы оказываются заказчиками и потребителями актуального искусства в сегодняшней России, какие могут в перспективе стать ими. Пора, наконец, посмотреть «назад» и «внутрь», чтобы понять, как опыт отечественного contemporary art соотносится с главными русскими художественными проектами прошлого: передвижничеством, «Миром искусства» и авангардом? Соотносится не в смысле преемственности «языка» (такая преемственность далеко не всегда очевидна), а в области социальной – в способах выстраивания дискурса, создания публики и превращения своей художественной повестки дня в «национальную». Опыты успешного решения этих задач русское искусство знает.

 

 

19 марта 2009г. проект откроет выступление Дмитрия Гутова.

Начало – 19.00, место проведения – конференц-зал Европейского университета в Санкт-Петербурге (Гагаринская ул., д.3)

 

Справка:

Дмитрий Гутов

Закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Академия Художеств) в Санкт-Петербурге, факультет теории и истории искусств

Теоретик и практик современного искусства, автор более 20 работ, посвященных как современным процессам искусства, так и его истории

Организатор и идеолог «Института Лифшица» - центра исследования наследия крупнейшего советского эстетика-марксиста М.А.Лифшица.

Автор многочисленных живописных, видео- и фоторабот.

Номинант на премию Василия Кандинского в категории «Проект года», 2008 г.

Участник индивидуальных и групповых выставок и арт-проектов:

Выставка "Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным. 1926-1936 годы", Москва (2008), Проект "Верю", Винзавод, Москва (2007)

Выставка "Оттепель", приуроченная к 15-летию галереи Марата Гельмана, Государственный Русский музей, Галерея Марата Гельмана, Мраморный дворец, Санкт-Петербург (2007), Выставка Documenta, Кассель (2007) Выставка "Повтор, канон, возврат, замедление, оцепенение", Галерея Марата Гельмана Москва, (2006), “9000 километров” (Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2006), 8 1/2. Художники начала века: видеоарт",  галерея WAM, Москва (2005), "Я чужой на этом празднике жизни", галерея "Файн Арт", Москва (2003), Проект "Память тела (Нижнее белье советской эпохи)", Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург (2000), Проект "Искусство против географии", Государственный Русский музей, Галерея Марата Гельмана, Мраморный дворец, Санкт- Петербург (2000)

 

 

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:

тел.: (812) 579 5751, факс: (812) 275 5139, e-mail: info@eu.spb.ru

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments